День до дедлайна: у тебя на столе чашка свежего кофе, лаптоп с полной зарядкой, собранный хвост и полная готовность работать. И вот ты открываешь браузер, а через три часа твой документ все еще пуст, а во вкладках – видео с милыми котятами и лента в Инсте. Ничего не напоминает?
Прокрастинация – слово, пришедшее в наш мир относительно недавно. Психологи начали использовать его в 1977 году, и если разобраться в его значении, то с латинского оно переводится «задержка». Прокрастинация – этакая младшая сестра лени, которая так же ведет к неутешительным результатам. Как перестать откладывать дела на потом, выполнять все в срок и выжимать из времени по максимуму? Вот тебе дельные советы, готовые решить эту проблему раз и навсегда.
Займись делами по дому
Доказано, что чистый дом ведет к чистым мыслям. Согласись, гораздо приятнее приниматься за работу, когда тебя не отвлекает лишний мусор на столе или же разбросанные по дому вещи?
Научись планировать
Заведи календарь дел и напоминаний. Это легко, особенно в диджитал-эпоху, когда в телефоне можно настроить будильники и нотификации, помогающие не забыть то, что нужно сделать. Научись ежедневно составлять список дел, где первыми пунктами должны выступать самые сложные задачи. Для большего эффекта определи временные рамки – поставь таймер и попробуй уложиться в срок.
Придерживайся строгого режима
Открываешь электронную почту, а там сообщение, на которое вроде бы надо ответить, а вроде и лень? Выучи правило: «Потом – значит никогда». Всегда отвечай на сообщения по порядку, не заставляй человека ждать. Таким образом ты решаешь проблемы и вопросы, а не откладываешь их на потом. Нет ничего приятнее, чем видеть пустой почтовый ящик. Это чувство не сравнится ни с чем, поэтому, когда думаешь отложить какое-то дело, напоминай себе об этом.
Создай цепочку
Джерри Сайнфелд – один из самых успешных комиков в мире, создавший уникальную стратегию, позволяющую быть продуктивным каждый день. «Чтобы создавать лучшие шутки, каждый день нужно создавать новые шутки» – гласит мотто комедианта. Сайнфелд приобрел настенный календарь, в котором он отмечал красным крестиком дни, когда придумывал шутки. Через несколько дней у него образовалась цепь.
«Просто держись, и цепь будет расти с каждым днем. Тебе понравится это видеть, особенно когда ты получишь длинную цепочку в несколько недель. Главная цель – не разорвать ее», – объясняет Сайнфелд.
Однако стоит помнить, что нужно выбрать задачу, которая достаточно важна в твоей жизни и при этом проста в выполнении. Иначе есть риск эмоционального выгорания.
Разделяй работу и общение
Садясь за работу, выйди из всех своих аккаунтов в социальных сетях. Прокручивание ленты или сторис в Инстаграме занимает в лучшем случае 20 минут, переписка с подругами – больше часа, не говоря уже о просмотрах видео на YouTube. В качестве поощрения ты можешь выделить себе три «Инстаграм-брейка» за рабочий день, а на обеде посмотреть любимое шоу или послушать интересный подкаст.
Готовься с вечера
Да, ты можешь проснуться утром и расписать весь день. Но подумай, как будет приятно поспать или поваляться на кровати дополнительные пять минут! Поэтому с вечера подготовь себя: возьми листочек бумаги и ручку, запиши три дела, которые ты сделала сегодня, и три дела, с которыми нужно будет справиться завтра. Ниже выдели завершенное сегодня дело, от которого ты получила наибольший результат. Это мотивирует!
Знай меру
Невыполнимых задач не существует, но вот объемы их могут пугать. Не надрывайся и не бери на свои плечи груз ответственности, если понимаешь, что не сможешь с ним справиться. Нет ничего плохого в том, чтобы просто «разбить» важное дело на мелкие части и постараться выполнять их последовательно. Так уж устроено, что наш мозг не способен сразу видеть результат, особенно если мы далеки от поставленной цели.
Например, твоя цель – выучить 60 новых слов на английском языке. Ты можешь это сделать сразу, а можешь разбить это дело на три части: утром (20 слов), в обед (20 слов) и вечером (20 слов), плюс повторение пройденного. Согласно приложению по изучению иностранных языков Rype, достаточно 2 900 слов, чтобы описать 80% событий. Как только ты достигнешь этой цели, начнешь бегло разговаривать!
Научись говорить «нет»
Как подругам, которые тебя хотят вывести на тусовку, а у тебя дел по горло, так и коллегам, которые взваливают на тебя дополнительную работу. Чтобы эффективно распоряжаться своим временем, возьми за пример матрицу Эйзенхауэра:
Прощай себя
Все мы люди – никто не без греха. Так стоит ли себя «есть» за откладывание дел? В Карлтонском университете провели исследование перед выпускными экзаменами. Оказалось, что умение прощать себя за прокрастинацию приводит к меньшему желанию откладывать на потом. Прощай себя, чтобы двигаться дальше.