Борат Сагдиев: первый казахский феминист на районе

Выходные Диана Идрис посвятила просмотру сиквела Бората и теперь делится своими мыслями о шумихе вокруг этого фильма

Безумию дана привилегия говорить правду, никого не оскорбляя.

Эразм Роттердамский «Похвала глупости».

Однозначным во всей этой «боратиане» можно назвать только одно: компании Amazon Prime и Саше Барону Коэну — исполнителю роли казахского журналиста Бората Сагдиева — удалось сделать самый масштабный пиар вышедшему в Сети сиквелу фильма «Борат».

Борат 2 смотреть онлайн, 2020

Чего только мы с вами не навидались: танцущих в «маскини» на берегах Австралии копий Бората, в «загонах», отделанных казахстанскими флагами. Возле гигантской статуи имени его же. Затем по Темзе проплыл колоссальный Борат уже надувной. На улицах Нью-Йорка и зданиях Глазго промо фильма в виде фотографий Бората и их проекций призывали людей «носить маски и пользоваться санитайзерами». Масштабные баталии развернулись в Интернете: люди разделились на два лагеря. Одни призывали к отмене фильма под хештегом #cancelborat, другие не углядели в острой сатире ничего обидного и, потирая руки, ожидали релиза.

Изображение

За сим хотелось бы сразу сознаться, расставив точки над i. Мне, выросшей на комедиях с концентрированным черным юмором (преимущественно о представителях афроамериканской расы), как человеку «олдскульной» формации, обидно не стало. Не хочу умалять чувств тех, кто углядел в гротескном фильме, прямое оскорблении нашей нации, но, имея представление о том, что в жанре «сатира» оперируют такими литературными приемами как гипербола, абсурд, алогизм и карикатура, я сумела абстрагироваться от «казахской» составляющей фильма. И погрузиться в изучение показанных проблем, которые, как водится, автор оставил «между строк».

Фильм «Борат — 2» выводит на авансцену не уже знакомого нам псевдо-соотечественника Бората Сагдиева, а его дочь Тутар. Почему мне показалось, что история скорее о феминизме, чем о Казахстане, как решила добрая половина страны? Попробую объяснить.

ВНИМАНИЕ: СПОЙЛЕР

Итак, потрясший в далеком 2006 году американцев, казахов и весь мир (и даже тогдашнего посла Казахстана в Британии Ерлана Идрисова) главный герой фильма «Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан» гражданин Сагдиев по сюжету отбывает наказание в лагерях добрых 14 лет. За это время его жена уходит к соседу, забрав с собой несовершеннолетнюю дочь, которую они воспитывают согласно регламенту, прописанному Минсельхозом (здесь гиперболизации подвергнута система ценностей многих восточных народов, где зачастую потомки мужского пола ценятся много больше таких же, но «с вагиной»). В один прекрасный день политический лидер страны Бората (по нелепой случайности — однофамилец Первого Президента) решает выпустить журналиста на волю, при условии что он выполнит важное задание. Доставит в уже изведанную Боратом «Асашай» — мартышку Джимми — министра культуры Казахстана и по совместительству главную порно-звезду страны (тут мне некстати вспомнился харассмент-скандал с Арыстанбеком Мухамедиулы), чтобы принести ее в подарок Майклу Пенису (про-образ этого персонажа Майкл Пенс, американский государственный деятель, политик. Вице-президент США с 20 января 2017 года). Проделав далекий путь, Борат обнаруживает, что вместо обезьяны привез с собой в клетке собственную дочь, вместе с которой он продолжает свое путешествие по Америке.

Борат Сагдиев: первый казахский феминист на районе
Борат в образе Трампа проникает на собрание республиканцев

Борат обнаруживает, что стал слишком узнаваем, чтобы продолжать притворяться казахским документалистом (фильм снят в жанре «мокьюментари», жанр предполагает максимальное смешивание реальности с вымыслом). Ему приходится примерять на себя другие гротескные образы, шокируя своим поведением реальных американцев. В поражающих масштабами розыгрышах участвуют ковид-диссиденты, сторонники теорий заговора (в их доме актеру Коэну пришлось жить, не выходя из образа Бората, целых 5 дней), республиканцы, реднеки, а также политические тяжеловесы Америки, вышеупомянутый Майкл Пенс, бывший «аким» Нью-Йорка Рудольф Джулиани и даже действующий (выборы в США состоятся 3 ноября) рыжий-бесстыжий президент Дональд Трамп.

Пожалуй, самый остросюжетный момент фильма — это интервью, которое Тутар Боратовна, берет у Руди Джулиани, который в свои 76 лет числится адвокатом у Трампа и все еще любит похарассить молодых девчонок. Розыгрыш, к слову, стал большим политическим скандалом, хотя старый лис Джулиани и отрицал, что оставшись в номере вдвоем с кинодочкой Бората, стал неоднозначно поглаживать свои гениталии, засунув руку в штаны.

Импровизация — безусловный конек Саши Барона Коэна, и если воспринимать происходящее на экране как комедию положений (как и задумывал автор фильма), то сложно углядеть в нем что-либо оскорбительное.

По крайней мере так было 14 лет назад, когда в мире не царствовала новая этика, а появление фильма «Борат» привлекло к нашей стране внимание зарубежных туристов: количество выдаваемых виз выросло почти в 10 раз (об этом свидетельствовал в 2012 году глава республиканского МИДа Ержан Казыханов, призывая «отнестись к фильму философски»). Были, конечно, и недоразумения, вроде случая с гимном на соревнованиях в Кувейте (но это уже претензии к организаторам спортивного мероприятия, верно?). Сегодняшнее общество с одной стороны обвиняет создателей фильма в двойных стандартах («нельзя обижать чернокожих, ЛГБТ-представителей, а казахов можно??»), требуя проявления единого градуса толерантности ко всем (существует ли прецедент в Казахстане?). С другой воинственно настроенные казахи требуют «отрезать этому Коэну голову» и обещают в подарок исполнителю приговора джипы и квартиры (и даже призывают к этому некого авторитетного криминала по кличке «Дикий» Арман).

Задаюсь вопросом, видели ли те люди, которые осуждают Бората, эту кинодилогию? Знают ли они то, что в роли Бората Саша Барон Коэн «издевается» над евреями, называя их крысами и почитая Холокост, сам будучи евреем? Причем далеко не «шала-евреем», а глубоко уважающим свою культуру и знающим иврит в совершенстве?

Удивительно, что об этом вообще приходится говорить: Коэн — мастер гротеска, все его персонажи — компиляция из концентрированных людских стереотипов, ярлыков, вульгарности, заблуждений, пороков и глупости (гей Бруно, рэпер Али Джи, ближневосточный диктатор Алладдин и другие). Меня, как гражданку Казахстана, честно говоря удивила ответная реакция нашего МИДа на фильм. Уровень ли государства комментировать фильм, художественный и коммерческий? Зачем? Обижаться целым государством на вымысел? Или (что еще хуже) потребовать сатисфакции, подав в международный суд, попутно потратив кучу бюджетного бабла? Не звучит ли ЭТО гораздо абсурднее того, что показывает Коэн? Который, кстати, по поводу этого высказался так:

Новость о том, что правительство Казахстана подало на меня в суд, стала для меня неожиданностью. Я был уверен, что зритель поймет: речь идет о вымышленной, гиперболизированной стране, где сконцентрированы все предрассудки. Я выбрал Казахстан только потому, что никто никогда о нем не слышал. Почему бы не рассказать об абстрактном постсоветском захолустье? Я не высмеиваю Казахстан. Я высмеиваю людей, которые думают, что придуманная мной гротескная страна существует на самом деле. Где геи носят голубые береты, женщины сидят в клетках, все пьют лошадиную мочу и возраст согласия — девять лет

Esquire

Вместо вывода


И да, как там говорят модные нынче коучи и психологи? Если вы оскорбились на замечание о вас, возможно оно не лишено оснований, и стоит проанализировать, что именно вас задевает.

Подумаем вместе? Разве в Казахстане нет сел, в которых грязи по колено и отсутствует асфальт, газ, интернет, вода и цивилизация как таковая? А что в Казахстане каждый день не бьют/убивают/насилуют женщин, а повсюду царят толерантность и полное равноправие? А что разве в Казахстане эскортница — это не почётная дама, перед которой преклоняются агашки (в фильме Борат хвалится тем, что сестра занимается проституцией) ?. Скажите мне, разве в Казахстане нет таких отсталых и пещерных людей, как Борат? Да у нас, к сожалению, одних только ковид-диссидентов из местных «селебрити» штук 5 было на моей памяти.

При всем при этом Борат искренне любит страну, рассказывает о ней (на благо славного народа Казахстана, помните?), и даже возвращается в нее из Америки.
Что там у нас по эмиграции? Положа руку на сердце, многие ли из нас вернулись, имея возможность уехать навсегда?

И да, о феминизме, куда нынче без него, родимого. Одной из сюжетных линий стало взросление Тутар, превращение ее из дикарки в настоящую журналистку-феминистку, и развитие родительской любви Бората к ней («Я люблю тебя больше, чем сына!» — говорит он ей в конце). В конце концов именно Борат вдохновил дочь на борьбу, чем по мне вполне заслужил звание «первого казахского феминиста на районе».

И напоследок, эпопея с флагом, которая вихрем пронеслась по всему Казахстану. Флешмоб поддержали и в одном из высотных домов Шымкента: вывесили государственные флаги около 15 хозяев балконов. Ох, не оштрафовали бы патриотов, как это случилось с Жандосом Курманбаевым в 2015 году, когда тот таким образом отпраздновал победу Головкина.

Кстати, да. Головкин, Кудайбергенов, Тулешова, Рахмонов, Сабуров, Скриптонит, Jah Khalib (список можно продолжать еще долго)… Думаю, что мир говорит о Казахстане и в лестных эпитетах. А фильм — это просто фильм. В американском кино почти всегда русские — злодеи, арабы — террористы, китайцы и японцы — отбитые мафиозники, клише — стандартнее не бывает.

И знаете, если в первом «Борате» о Казахстане говорили много, то в нынешнем все очень лайтово. Но надписи на казахском стоило бы сделать уже на латинице.

Читайте также

Подпишись на рассылку и будь в курсе самых интересных и полезных статей

Я соглашаюсь с правилами сайта