книги Агаты Ниязовой-Беловой

Агата Ниязова-Белова доказала всему Казахстану, что влюбить детей в книги — не просто реально, но еще и очень просто. Она, создав персонажей Лисенка Рыжика и Пингвиненка Пончика, превратила свои произведения в целую Вселенную. Теперь на их основе есть пальчиковый театр и множество интересных мероприятий, на которых дети расследуют, развиваются и творят. О том, как это произошло, и что стоит за ее успехом, Агата Ниязова рассказала в эксклюзивном интервью для Cosmopolitan Kazakhstan.

Как вы придумали объединить сразу три своих экспертных сферы: преподавание, психология и писательство?

Идеи рождаются у меня в голове в виде картинок, все идет по наитию. Прежде всего родились истории с глубоким смыслом, а затем пришли в мою жизнь мероприятия по книгам. Сначала я сделала просто пикник с детьми и родителями, мы читали и общались, знакомились с пальчиковым театром к книге. И только через полгода мне пришла идея, как сделать это интереснее.

Раньше появилась Агата-педагог, Агата-психолог или Агата-писательница? Как вам удаётся совмещать эти амплуа и все ли они вами одинаково любимы, или какое-то из них в явных фаворитах?

С 2009 года я работаю с детьми. Именно тогда я открыла центр и стала для них преподавать. Затем я прошла множество курсов по арт-терапии, психологии, постоянно сама самосовершенствовалась и продолжаю по сей день.

Работая в детском центре, я писала истории, но тогда у меня не хватило уверенности в себе продолжить и реализовать своё желание. И только после продажи центра и активного поиска себя, я решилась выпускать свои книги.

Вы активно занимаетесь своим продвижением, в том числе в СМИ. Можете ли вы через призму своего опыта поделиться с писателями и другими людьми искусства некоторыми рекомендациями в этой сфере? С чего начать продвижение? Когда стоит прибегать к 1-услугами профессиональных PR-агентств, и пользуетесь ли ими вы?

Насчет PR – агентств, думаю, что классно работать с профессионалами. Если у человека есть бюджет на PR, рекламу в магазинах, среди блогеров, конечно – это замечательно. Обычно у начинающего писателя этого нет. Есть только у бизнесменов, известных личностей, который и используют книгу для PR, либо исполняют детскую мечту и т.д.

В моем случае, я начала работу с иллюстратором над первой книгой с 200 000 тенге и этой суммы не хватало на полный выпуск книги, но я просто шла и делала. Я начала свое продвижение с того, что стала проводить полезные мероприятия для директоров детских центров. Также, я занималась проведением пикников с книжным магазином и детским центром в июне 2020. Потом, в июле усилилась пандемия и я провела презентацию книг только в октябре 2020. Тогда я рассылала всем СМИ, которые находила в интернете,  пресс-релизы по ночам. Саму презентацию я организовала за 2 недели, без единого вложения, но это были 2 недели, которые я просто, не поднимая головы, трудилась. 

Писала бизнесменам, микроблогерам, психологам, проводила бесплатные эфиры, где рассказывала о влиянии книг на детей. Как говорится, мы то, что едим. Так и с книгами и фильмами: мы то, что читаем и смотрим. И есть книги, которые помогают тебе духовно и личностно расти, а есть книги и фильмы, которые наоборот, формируют негативные убеждения.

Совет — стучаться во все двери, создавать инфоповод для СМИ, и верить в себя.

Я слышала ваши стихи, предназначенные явно не для детей. Они глубже, сложнее и с толикой мрака. Но вы сказали, что позиционируете себя, как детская писательница. Почему вы решили держать фокус именно на детской аудитории и есть ли в ваших планах выход на взрослую?

Спасибо, за оценку моих стихов. Стихи я пишу с подростковое возраста, мой папа — поэт. А я еще и поэт-песенник. Для меня, стихи это выход из трудного периода или тяжелого эмоционального состояния. Это терапия. Последнее время их стало меньше, я стала быстрее и легче находить ответы внутри себя. Я стала меньше страдать, а быть счастливой в каждом моменте. Вообще все моё творчество можно назвать катарсическим.

Есть мечта написать сказку в стихах. Прошлым летом она начала мне приходить, когда я шла на встречу, но я не успела её записать, потом восстановила её из памяти в виде прозы.

Сейчас это творчество для детей, но честно сказать и на мам оно замечательно действует.

Исцелить внутреннего ребенка мамы – это дорогого стоит, счастливая мама – счастливый ребенок. 

Судя по июню, то у меня началось переосмысление ценности моего творчества. Я даже не знаю куда приду. Знаю одно: я буду творить!

Глядя на вас, создаётся впечатление того, что вы — вечный энерджайзер на позитиве! Скажите, пожалуйста, в чем секрет такого наполненного состояния и как вы достигаете всех высот, не доходя до морального истощения?

Спасибо огромное! Секрет в том, чтобы слушать себя. Было время, когда я не слушала себя и сильно страдала. Я прошла в жизни много жестких уроков, и если об этом думать и страдать, негативить, то переживаний хватит на 10 поколений вперед. Но что-то внутри меня говорит, что надо вставать и идти вперед. Нужно формировать свое окружение, пробовать новое, заботитья о себе и быть к себе бережной. Меньше обсуждения негативных тем, чужих жизней, больше творчества.

На свое 39-летие я уехала одна в горы и провела 2 дня наедине с собой.  Это счастье. Счастье слышать себя и наслаждаться миром вокруг. Ну и конечно спорт, тело – это наш храм. Теннис мне тоже очень помогает.

Если бы у вас была возможность прожить один день в теле любого писателя из прошлого или настоящего, то кого бы вы выбрали и почему?

Исабель Альенде – известная латиноамериканская писательница, журналист, ей сейчас 79 лет. Племянница Салвадора Альенде – президента Чили. Мне интересен её опыт, как она умело вплетает исторические, политические события в свои романы, поднимает важные темы современного мира, через художественную литературу. 

Как у вас появилась идея проводить мастер-классы, мероприятия по своим  произведениям?

Как я описала выше, началось всё с пикников, мини-встреч с родителями и читателями. Потому что через книжные магазины книги не продавались. А донести важность и нужность книг я увидела именно так.

Планируете ли вы вводить в свою книжную вселенную персонажей помимо Лисёнка Рыжика и Пингвиненка Пончика?

Сейчас у меня рисуется книга «Котята Пин и Люси в волшебном лесу». Есть еще несколько книг, которые пришли ко мне в этом году, очень хочу показать их миру. Герои там совершенно другие и, конечно, смысл каждой книги глубокий.

С какими проблемами вы сталкиваетесь, как активно продвигающийся писатель, и как автор детских книг, в частности?

С тем, что родители сами не покупают детям книги, в приоритете еда и отвлекающие игрушки. С тем, что книжные магазины не хотят продвигать книги казахстанских авторов, обычно ставят на нижние полки. С другой стороны, я вижу скудный выбор стоящих книг для детей, у меня двое детей (8 и 15 лет), и, к сожалению есть несколько известных книг для определенного возраста, и все. Нет широкого ассортимента, а ведь дети разные и им не может нравиться одна-две знаменитые книги. А потом мы просто говорим, что наши дети не читают. Так же и во взрослой литературе — часто нужных мне книг просто нет! Зато целый стенд книг Николаса Спаркса. Я прочитала одну, будто сериал посмотрела, а я их не смотрю. Для меня это — пустое. Я не спорю, люди разные, кому-то это нужно. Но где тогда книги, которые нужны мне? 

К счастью, у нас возрождается культура чтения и я вижу все больше и больше книжных клубов. А значит, спрос создаст предложения.

Поделитесь вашей самой большой мечтой в сфере литературы.

Чтобы несколько поколений в мире выросли на моих книгах. Стать любимой писательницей для миллионов людей.

Расскажите о последней прочитанной и о самой любимой книге.

Последняя книга: Финна «Здравствуйте, мистер Бог, это Анна». Это произведение теперь стало одним из моих любимых. Каждая книга, которую я читаю, приходит ко мне в нужный период, она как мини-тренинг. И с этой книгой я расставаться не хотела. Она бесценна.

Любимая книга: все книги Исабель Альенде, у меня большая любовь к её творчеству!

Какие авторы и произведения в жанре детской литературы являются вашими любимыми?

С детства я любила Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» и «Малыш и Карлсон».

Сейчас мне также очень понравился Якоб Мартин Стрид и его «Невероятная История о гигантской груше».

Повлияло ли ваше творчество на то, какая вы мать? Может, вы сами чему-то научились у собственных персонажей, может, сюжеты помогали вам и в реальной жизни?

Уже с детства я себе говорила, как делать нужно с детьми, как нет. Каждая моя деятельность влияет на то, какая я мать. Как я и говорила, я стала больше радоваться и быть счастливой в моменте, а счастливая мать – счастливый ребенок. 

Каждая книга, которую я написала оказывает невероятное воздействие на меня. После написания и выпуска книги со мной происходят глубинные трансформации на тему, которая описана в книге. Прошлый год – это год про веру в себя, этот — про свои желания, умение быть собой. Новая книга, которую я написала на днях в течение полугода зарождалась во мне. Сначала пришла картина — я нарисовала местность, своего рода иллюстрацию. Затем появились герои, и потом только сюжет. Эта книга про границы и умение сохранять свою целостность. Глубокие темы и для взрослых, и для детей, написаны детским языком.


Интервью: Шахиза Белль

Поделиться: