Известный казахстанский режиссёр, сценарист и писатель Ермек Турсунов периодически радует нас своими книгами. В них он описывает быт и жизнь казахов, затрагивает казахские традиции, делится своим опытом и рассказывает истории. Например, в своей книге «Қарашаңырақ» Ермек Турсунов утверждает, что раньше семьи были крепкими, потому что браки в степи заключались исключительно по расчету.

Изменила? Найди более покладистую: вся правда о казахских традициях
Источник: @arhideiya

Причины для развода нет

Развод в степи всегда считался делом последним и недостойным. Оттого и случался крайне редко. Казахские традиции не позволяют. Во всяком случае причин для развода, можно сказать, не было. А если и было, то очень мало. Никто из-за такой ерунды, как супружеская измена, скандалы не устраивал.

А что до развода, то в ответ на претензии супружницы муж мог взять и жениться во второй раз. Причем без предупреждения. Это для него в те времена как для нас сегодня в магазин сходить за сигаретами. А мог и в третий… При этом он не особо интересовался мнением первой жены. Другое дело, когда реально что-то плохое произошло. Тогда – да. Тогда могли и развестись.

Бракоразводные разборки

Если дело действительно пахло керосином и супруги сами не могли разобраться, подключались родственники с обеих сторон. Пытались влиять. Образумить.

Если не помогало, серьезно задумывались о разводе. Вернее, обращались к судьям-биям, к старейшинам, и те выносили свой вердикт. При этом у женщин прав было столько, сколько их нынче у водителей в споре с гаишником. И с этим ничего нельзя было сделать – патриархат.

Не особо учитывалось в вопросах брака и такое зыбкое явление как любовь. Ее вообще в расчет не брали. А если быть совсем точным, как правило, ее просто не существовало. Ей не на чем было обосноваться. Женились исключительно по расчету.

Может оттого и семьи были крепкими? Союз в первую очередь держался на чувстве долга. На обязательствах. На общественном мнении – «что люди скажут?» И на привычке.

Давно замечено: романтика только мешает в серьезных отношениях. А брак в степи был делом весьма серьезным. Если не сказать, определяющим. Соответственно, и развод. Поскольку он тянул за собой имущественный передел. И опять же, приоритетное право оставалось за мужем.

Правило трех месяцев

Выгнав, по сути, супружницу на улицу, мужчина не мог жениться сразу на другой. Ему нужно было проявить олимпийскую выдержку и подождать. Как минимум три месяца. На морально-волевых. Только после этого он мог привести домой другую. Более покладистую. Вот такие казахские традиции.

Почему именно три месяца? Потому что за это время выяснялось, не беременна ли его бывшая? Если нет, тогда он считался свободным как птица в полете. Как ветер в поле. Как кандидат в президенты после провальных выборов…

Правило трех измен

Женщина тоже, конечно, могла первой инициировать развод. Но перечень ее претензий был весьма ограничен. К примеру, она могла пожаловаться судьям, что муж ей изменяет.

Первые два раза ничего, но если и в третий раз жена застукивала муженька «за преступлением», тогда судьи сильно удивлялись, заносили ответчика в свою красную книгу и давали разрешение на развод.

Кстати, чуть не забыл. На любом этапе бракоразводного процесса, если муж становился вдруг паинькой, тогда претензии жены считались необоснованными. Все ведь видели, что муж был дома и могли выступить свидетелями в суде! В таком случае судьи могли и отклонить ее иск.

Веская причина для развода

Развод безоговорочно допускался лишь по одной причине. Если женщина могла доказать, что ее муж не способен выполнять свои прямые супружеские обязанности. Ну… те самые. Самые важные. Но это еще следовало доказать. А как ты это докажешь? Дипломированных сексопатологов в степи тогда еще не было. А какой настоящий казах признается в том, что он не может?

А если не сильно утрировать, конечно, семью старались сохранить всем миром. Потому что семья – это начало всех начал. Основа основ. А жена – это самое главное богатство мужчины. Она дороже всего. Даже дороже коня.

Источник: 365info.kz

Поделиться: