Культ Бората: двойные стандарты или тщательно зарытый внутренний расизм?

Наш контрибьютор — доктор медицины Ботагоз Каукенова размышляет о том самом фильме, который сделал нашу страну знаменитой на весь мир два десятка лет назад и то, как на него реагируют наши соотечественники!

Я была в числе тех людей, которые 14 лет назад говорили «Че обижаться на Бората, это ж комедия про тупых американцев, вы что шуток не понимаете». А потом меня стукнуло: ладно, мне все равно, если при встрече со мной иностранцы говорят «ааа, Борат, знаем-знаем». Если они будут доставать меня, я могу и в челюсть дать если что.

Но есть другие люди. Люди, которым это просто неприятно. Люди, которые столкнулись с проблемами по трудоустройству зарубежом. Люди, которые чувствовали себя небезопасно, когда до них докапывались иностранцы. Студенты, которые поехали в одиночку учиться в колледж в Штаты и чувствовали себя ещё более изолированно. Дети, над которыми нещадно издевались в американской школе, потому что они не просто азиаты, а азиаты из фильма Борат.

Культ Бората: двойные стандарты или тщательно зарытый внутренний расизм?

И их чувства важны.

Есть одно такое общее правило, которого я придерживаюсь в подобных вопросах.

  • Если чернокожий говорит, что это расизм, ты затыкаешься и учишься.
  • Если женщина говорит, что это сексизм, ты затыкаешься и учишься.
  • Если гей говорит, что это гомофобия, ты затыкаешься и учишься.

Почему теперь если казахстанцы говорят, что Борат — это расизм, то внезапно «ты чо, шуток не понимаешь?». Если вам такое кто-то сказал, посмотрите, есть ли у этого человека чёрный квадратик с BLM в соцсетях.

Культ Бората: двойные стандарты или тщательно зарытый внутренний расизм?

Почему в Казахстане можно топить за абстрактные для нас жизни абстрактных чернокожих в абстрактной Америке, а над своими казахстанцами можно насмехаться?

Почему нас приучили к тому, что в сторону афроамериканцев и слова сказать нельзя, но при этом, если вышел целый фильм про какой-нибудь -СТАН, то «это просто комедия»? Пахнет двойными стандартами.

В 2021 мы не просто существуем на этой планете и пытаемся пережить корону — мы стараемся сделать так, чтобы всем людям было комфортно жить с теми мыслями, чувствами, и мироощущением, которые у них есть.

Культ Бората: двойные стандарты или тщательно зарытый внутренний расизм?

Так почему мы дискредитируем чувства наших соотечественников, которым неприятно, что наш флаг используют в промо-акции? Это тоже культурная апроприация. Флаг — это часть нашей идентичности. Мы его берём в другие страны, когда путешествуем, наши спортсмены выходят с ним на ринг, по нему мы определяем «своих» за границей.
Закатывание глаз на тех, кому неприятен Борат, не делает человека либеральным, модным и продвинутым, это просто внутренний расизм.

Мы стараемся быть прогрессивными, следим за выборами в Америке, за политической ситуацией в Европе, но при этом мы забываем, что в нашей стране тоже живут живые люди. И эти люди заслуживают уважения. Как и каждый человек на этой планете.

Культ Бората: двойные стандарты или тщательно зарытый внутренний расизм?

Скажу по страшному секретному секрету: в каждой стране есть отстойные моменты. Просто их не показывают по телику для других стран. И у нас тоже есть проблемы. И, да, их очень много. Но это не значит, что нас теперь можно использовать как предмет шутки. Проблемы надо решать, а не фикать и закатывать глаза на тех, кому неприятен Борат.

Если даже части казахстанцев не нравится Борат, значит мы должны их услышать и принять их чувства во внимание.

Текст: Ботагоз Каукенова

Поделиться:
Читайте также