Почему дети совершают насилие над другими детьми? В последнее время в новостях все чаще освещают события о том, что дети (школьники) насилуют детей. Разбираем эту тяжелую тему вместе с психологом Юлией Красмик.

насилие
Источник: Shutterstock

Давайте по порядку. Что же такое «школьное насилие»

Насилие в школах, либо «буллинг» (англ. «травля») может происходить в самых разных формах и подразделяется на 4 основных вида: эмоциональное, вербальное, физическое и виртуальное.

Как правило, это связано с каким-то принуждением, применением силы и преследованием – все то, что причиняет дискомфорт жертве. К сожалению, такое поведение со стороны преследователя имеет постоянную основу.

Если разбираться подробно с понятием «буллинг», то мы можем дать ему следующую характеристику —  когда кто-то говорит или делает что-то для того, чтобы иметь власть над другим человеком, заставляя его чувствовать себя испуганным, расстроенным и подавленным. Это нежелательное агрессивное поведение, которое обычно повторяется.

Такое поведение (буллинг) включает в себя обзывательства, оскорбления, розыгрыши, высказывания и написание неприятных вещей, сексуальные комментарии, исключение или игнорирование других, угрозы, повреждение имущества, физическое насилие, сексуальное насилие, принуждение других делать то, что они делать не хотят.

Нужно понимать, что виновниками таких неправомерных действий могут быть другие ученики или сами учителя, кроме того, ученик может подвергнуться насилию и со стороны родителей других учеников на территории школы, их родственников и знакомых.

А теперь «пройдемся» по видам насилия

Если ваш ребенок испытывает на себе те или иные формы контакты со школьниками, необходимо бить тревогу и реагировать безотлагательно. Не игнорируйте, действуйте! От вас зависит благополучие маленького человечка.

  • Физическое насилие — это любая форма контакта или нападения, которая предназначена для того, чтобы причинить вам боль или ранить вас. Например, пинать, бить кулаками, бить по лицу, жечь, толкать, тянуть или использовать какой-либо предмет, чтобы причинить вам боль. К последнему можно отнести использование биты для того, чтобы кого-то ударить. Ну, или бросание вещей в оппонента.
  • Психологическое насилие — это насилие, которое не является физическим или сексуальным. Оно включает в себя словесное оскорбление, запугивание (попытка заставить кого-то почувствовать страх), преследование, повреждение имущества, угрозы физического или сексуального, финансового или экономического насилия. Также это может проявляться в неприятных текстовых/голосовых сообщениях и электронных письмах («кибербуллинг»).

Важно: если человек позволяет ребенку видеть физическое, сексуальное или психологическое насилие над другим человеком или подвергает ребенка риску увидеть или услышать насилие, это также психологическое насилие.

  • Сексуальное насилие — это любая форма сексуального поведения, которая происходит без вашего разрешения. Например, принуждение вас к сексу, или к тому, чтобы вы прикасались к себе с подтекстом сексуального характера, или проделывали то же самое с другим человеком, но тем же подтекстом. Сексуальное насилие также может происходить без прикосновений. Ребенка могут принуждать смотреть порнографию, просьбы либо принуждение снять одежду частично или полностью и другое. Возможно использование текстовых сообщений, либо живой разговор с ребенком в сексуальном ключе. А также, просьбы позирования в сексуальных позах, обнаженном и полуобнаженном виде.

А теперь поговорим о том, что же толкает детей на насилие.

Итак, причины школьного насилия:

Скука в школе

Скучающий ученик не вовлечён в учебный процесс, а значит, является потенциальным нарушителем спокойствия. Основная задача педагога — заинтересовать ученика учебным процессом, придать больший смысл обучению.

Селекционно(отборно)-соревновательный характер школы

Современное общество во многом руководствуется принципами рыночной экономики и конкурентоспособностью. Именно этот принцип сегодня мы видим структуре школы. Ученики испытывают на себе груз ответственности в виде ожиданий со стороны родителей, учителей и общества. От детей ждут достижений отличных результатов в учёбе.

Что же делает наших детей агрессивными и толкает их в прямом смысле на преступления против «себе подобных»? Разберем целый комплекс факторов:

  1. Персональные факторы (низкий уровень воспитания, неадекватная заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения);
  2. Поведенческие факторы (поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы и слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в полицию и ранняя судимость);
  3. Социальные факторы (культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.
  4. Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка).
  5. Дети из неблагополучных семей имеют больше шансов стать правонарушителями, чем дети, воспитанные в благополучных семьях.
  6. Гиперопека или равнодушие со стороны родителей также могут спровоцировать агрессивное поведение у ребенка.
  7. Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера). Недовольство собственной внешностью, неадекватное восприятие со стороны взрослых: «Я взрослый, а со мной обращаются, как с ребенком». Развитие критического мышления позволяет подростку ставить под сомнение поступки взрослых, протестовать против их морали. Необходимо обратить внимание на проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребенок неисправим, плохо воспитан или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.
  8. Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение и усталость от школы).

Какие же последствия несет в себе школьное насилие?

  1. Длительные школьные издевательства сказываются на самомнении ребенка. Падает самооценка ребенка, в дальнейшем он пытается избегать отношений с кем бы то ни было. Зачастую сверстники избегают жертв школьного насилия, опасаясь самому оказаться в роли жертвы. В результате этого формирование дружеских отношений становится проблематичной для жертвы, и, как следствие, отверженность в школе нередко переносится и на другие сферы социальных отношений.
  2. Попадание в роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учёбе и поведении. У таких детей высок риск развития нервно-психических расстройств и поведенческих нарушений. Жертвы школьного насилия часто страдают невротическими расстройствами различной степени тяжести. И здесь мы наблюдаем посттравматический синдром, депрессию, нарушения сна и аппетита.
  3. Важно понимать, что у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс, испытываемый от издевательств сверстников, как моральных, так и физических, порождает чувство безнадежности и безысходности, что приводит к мыслям о суициде (самоубийстве).

Каким же образом можно бороться с насилием любого рода в школе?

Борьба со школьным насилием происходит по нескольким направлениям. Среди них есть как общие (пропаганда терпимости, повышение культурного уровня общества), так и индивидуальные (работа с семьями; психологическая помощь детям, проявляющим агрессию к сверстникам).

Ниже перечислю основополагающие:

  • Создать атмосферу безопасности.
  • Учить их самостоятельно разрешать конфликты, находить аргументы, отстаивать свою позицию словами.
  • Предотвращать драки, то есть учить детей мирному стилю общения. Разговаривать о самом важном для них (в разном возрасте это разные темы), пояснять, спорить, давать им высказаться. И внимательно слушать детей необходимо для того, чтобы учить их самостоятельно разрешать конфликты и отстаивать свою позицию словами, а не кулаками.
  • Пресекать унижения. Злые шутки, унизительные прозвища, насмешки, которыми дети осыпают друг друга, могут стать причиной постоянной враждебности. 
  • Установить границы дозволенного: дети принимают правила, если они основаны на здравом смысле и не унижают их.
  • Реагировать на хамство.
  • Развивать эмпатию. А это значит, учить детей понимать чувства — свои и других людей. Для этого используются игры, тренинги, на которых дети смогут осознать, что ощущает другой, когда они его обижают. Необходимо воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Это долгий процесс, который включает и личный пример учителя, и общение на уроках, и человеческие взаимоотношения после занятий.

Важно понимать, осознавать, что все, что происходит с детьми – отражения нашего с вами, «взрослого» поведения. Нельзя забывать известную английскую пословицу: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, они все равно будут похожими на вас!» Ведь мы, взрослые, творим себе подобных.


Автор: контрибьютор Cosmopolitan Kazakhstan Юлия Красмик — Магистр Спортивной Писхологии, докторант PhD. Член ассоциации Спортивных Психологов Казахстана


Читай также:

Личные границы: как установить и что делать, если их нарушают?

Поделиться: