Половое просвещение в Казахстане: нужно ли оно?
Фото автора cottonbroPexels

Наш контрибьютор — доктор медицины Ботагоз Каукенова — размышляет о такой сложной теме, как половое просвещение в Казахстане и нужно ли оно нам вообще.

Половое просвещение — сложная тема из-за всего, что происходит у нас. Очень не хочется писать что-то пустое об этом, но ведь не писать ничего невозможно.

Я могу сейчас вас утопить в цифрах, которые кричат о том, как у нас все плохо в стране с половым просвещением. Но вы и сами все знаете. Эта ситуация кричит на нас с заголовков новостных порталов каждый день. Мы продолжаем списывать все на менталитет и на то, что “ведь мы смогли вырасти и стать людьми”. Но о каком именно менталитете мы говорим, когда мы выросли на обломках советского союза, пытаемся интегрировать в жизнь степные традиции и при этом совладать с волной религии, оставаясь современным светским государством?

Половое просвещение в Казахстане: нужно ли оно?
Фото автора cottonbroPexels

Мы пытаемся идти в ногу со временем, но упорно говорим детям, что секс это плохо, что им необходимо “быть хорошими”, не позорить семью. Мы не разговариваем с детьми о здоровых отношениях, не объясняем как работают “брачные игры” у людей, а потом ожидаем, что они чуть ли сразу после школы найдут себе пару, вступят в брак, родят кучу детей и будут жить долго и счастливо. Пока мы рассуждаем обо всем этом, дети идут в интернет и учатся всему там. Ну а результат мы видим в статистике. Половое просвещение — сложная тема из-за всего, что происходит у нас. Очень не хочется писать что-то пустое об этом, но ведь не писать ничего невозможно.

Мы выпихиваем из школ детей, которые умеют вычислять интегралы и знают таблицу Менделеева, которые разбираются в истории Казахстана и умеют маршировать, но при этом в том, с чем они будут сталкиваться каждый день — отношения с людьми — они тыкаются как слепые котята. Да, в некоторых школах есть отдельные уроки, посвященные половому воспитанию, возможно, к некоторым приходили врачи, которые рассказывали, что такое месячные (читай статью Боты о том, что такое менструация тут) и презервативы, но в большинстве своем по Казахстану такие программы являются неполными и крайне ограниченными в информации. В лучшем случае будет проведен один урок, в основном же эта тема футболится между родителями и учителями, а дети уходят получать знания на порно-сайты.

Половое просвещение в Казахстане: нужно ли оно?
Фото автора cottonbroPexels

Мы можем бояться, что для детей школьный возраст — это слишком рано для этой темы, что если мы начнем давать им информацию, то они начнут размножаться как кролики. Но это ведь не так. И уже есть сотни исследований, которые ведутся с лохматых годов. Я нашла публикацию за 1982 год, где авторы пишут, что если подросткам давать уроки полового просвещения, то они ведут более осознанную половую жизнь. Они позже вступают в половой контакт, выбирают партнеров из своей возрастной группы, у них меньше беременностей и случаев заражения ИППП.

Сами подростки говорят, что этому нужно учить как можно раньше, что некоторые уже в 6-7-8-летнем возрасте видели порнографию. Теперь вспомните какие порно-ролики ходят в интернете и задумайтесь как это влияет на детей.

Да, не всем родителям комфортно разговаривать об этом с детьми, особенно в казахоязычной среде. Поэтому, чтобы не допустить пробелов, эту функцию должны взять на себя школы.

Половое просвещение в Казахстане: нужно ли оно?

Мы должны понимать, что никто не собирается показывать детям на уроках порнографию. Программа будет разрабатываться в соответсвии с нашими культурными и социальными особенностями. Карлыгаш Кабатова для @uyatemes.kz уже провела исследование и фокус-группы с подростками и их родителями и разработала план-программу для различных возрастов, которая доступна для ознакомления на сайте (советую всем прочитать это исследование, в источниках это первая ссылка). Теперь важно, чтобы там, наверху, это услышали и приняли правильные действия. Для нас половое просвещение это не опция, напротив которой мы можем поставить крестик сидя в комфорте своих домов. Для нас это жизненно необходимо. И мы должны громко об этом заявлять.

А пока нас не услышали и пока “высокоморальные люди” со своих хрустальных пьедесталов будут осуждать нас, тех, кто хочет, чтобы в школах ввели половое просвещение, пока политики будут прогибаться под их требованиями, придется брать это в свои руки. Помимо того, что нужно продолжать привлекать внимание к этой проблеме и доносить до государства, что мы тоже граждане этого государства, которые хотят видеть подобные уроки в школе, я призываю вас, если у вас есть дети, начните с ними говорить эту тему, даже если они совсем маленькие. И, пожалуйста, разговаривайте с мальчиками тоже. У нас пока очень сильный гендерный перекос, где девочкам запрещается все, а мальчикам — ничего. Если вы не знаете с чего начать, можно — с того же сайта uyatemes.kz. Раз мы не научили взрослых уважать детей, раз мы не научили взрослых тому, что чужое тело неприкосновенно — нам придется учить детей отстаивать свои права.

Еще больше спорных тем в инстаграме Боты @bothepanda.

Если тебе нужна помощь или консультация по вопросам полового просвещения пиши на d.idris@pmgroup.kz.

Источники:

  • Кабатова, К. (2019). В поисках здравого смысла. Какая система полового просвещения нужна Казахстану? UyatEmes.kz
  • Kirby, D., Laris, B., & Rolleri, L. (2007). Sex and HIV Education Programs: Their Impact on Sexual Behaviors of Young People Throughout the World. Journal Of Adolescent Health, 40(3), 206-217. doi: 10.1016/j.jadohealth.2006.11.143
  • Lindberg, L., & Maddow-Zimet, I. (2012). Consequences of Sex Education on Teen and Young Adult Sexual Behaviors and Outcomes. Journal Of Adolescent Health, 51(4), 332-338. doi: 10.1016/j.jadohealth.2011.12.028
  • Santelli, J. (2008). Medical Accuracy in Sexuality Education: Ideology and the Scientific Process. American Journal Of Public Health, 98(10), 1786-1792. doi: 10.2105/ajph.2007.119602
  • Zelnik, M., & Kim, Y. (1982). Sex Education and Its Association with Teenage Sexual Activity, Pregnancy and Contraceptive Use. Family Planning Perspectives, 14(3), 117. doi: 10.2307/2134709
Читайте также

Подпишись на рассылку и будь в курсе самых интересных и полезных статей

Я соглашаюсь с правилами сайта