Самал Еслямова рассказала, как фильм «Айка» изменил ее жизнь
Кадр из фильма «Айка»

Самал Еслямова стала победительницей 71-го Каннского международного кинофестиваля. Этот статус ей принесла роль Айки в одноименном фильме Сергея Дворцевого. В эксклюзивном интервью для Tengrinews.kz актриса рассказала, почему роль далась ей тяжело, и как фильм повлиял на ее жизнь.

Еслямова утверждает, что не могла даже вообразить себе успех, который обрушился на фильм «Айка». Однако, она была уверена в том, что работа окажется хорошей. Работа с Дворцевым в прошлом показала ей, что режиссер нацелен на результат. И качество это порой достигалось тяжелыми усилиями. По крайней мере, для самой Самал. Она рассказала, по каким причинам играть Айку ей было трудно:

«Сложно было играть скованные после родов движения героини, нужно было передать пластику только что родившей женщины. Я была намного моложе, и камера считывала, что я молодой здоровый человек. А я должна была показать физическое изнеможение Айки, боль во всем теле при движении. Для этого действительно нужно было иметь очень крепкое здоровье.

Все сцены были непростые, сложные технически. Не могу даже сказать, какой эпизод был сложнее. Физические движения должны были соответствовать ухудшающемуся состоянию моей героини. Мне нужно было знать, до какой степени устала Айка к тому или иному эпизоду, и убедительно сыграть это. То есть в каждую сцену нужно было входить в определенной, заданной степени усталости.

При этом кино снималось шесть лет, и нужно было точно попадать в то или иное состояние героини фильма, чья история на экране длилась шесть дней. Чтобы реально устать, я делала физические упражнения, бегала… И когда Сергей говорил, что сейчас усталости достаточно для этого эпизода, мы начинали снимать…

Помимо физической подготовки, специальных гримов, накладок, утяжеляющих движения, и прочих приспособлений, была и моральная подготовка. Ведь надо было изобразить не только физическое, но и моральное страдание женщины после родов, бросившей своего ребенка.

Меня часто спрашивали: а как вы входили и выходили из этой роли? Такого не бывает. Это не состояние транса, чтобы войти, потом неделю ходить, а затем выходить. Мы очень подробно и глубоко изучали материал. Это как читать книгу, очень интересную. Когда мы читаем, мы в нее включаемся, верим. А если нас позвали попить чай, откладываем, а потом вновь к ней возвращаемся. Всегда интересно погружаться в материал, делать картину так, чтобы твоя героиня ожила».

Самал Еслямова благодаря своей героине проснулась невероятно знаменитой. Внешне ее жизнь просто преобразилась: автографы, Канны, популярность. Но изменилась ли актриса внутренне? Она ответила на этот вопрос:

«В целом нет. Но сама работа во время съемок стала своего рода отдельным институтом, каким-то уроком. Я и до этого очень ответственно относилась к своей профессии, но после стала еще более серьезной. Потому что поняла, что раз я взялась за эту роль, то должна довести ее до конца. Ведь именно я сделаю эту роль, только я. Здесь нет, как в театре, второго состава.

Когда это все понимаешь, то надо просто вставать, идти и делать — другого варианта нет. И нужно не просто делать, а делать очень хорошо. Потому что этот шанс есть только сейчас, потом уже ничего не переделаешь. И в тот момент, когда такая возможность была, я делала все, что смогла и что я чувствовала в этой роли.

«Айка» останется такой, какой я ее сыграла тогда. Я изменюсь, а она останется неизменной. Конечно, чем больше времени проходит со времени съемок фильма, тем отдаленнее для меня, режиссера и всей съемочной группы он становится. Но так как мы вложили в «Айку» так много энергии, самих себя, конечно, она навсегда останется в нашем сердце. И мы всегда будем рады осознавать, что сделали такую потрясающую картину».

Поделиться: