Мода в СССР

О советской моде разное говорят. Некоторые утверждают, что ее вовсе не было, а женщинам предлагались стандартные фасоны нарядов. Но на самом деле даже в СССР были тренды. О них рассказала Ирина Мамонтова — творческий директор и основатель авторского ателье Woolmilk.

Существовала ли мода в СССР?

Мода в Союзе была доступна ограниченному кругу лиц. Большинству граждан того времени эта тема была чужда, поскольку остро стоял вопрос о том, чтобы достать хоть какую-нибудь одежду и накопить средства на ее покупку. Неустроенность быта не оставляла времени и возможности думать об излишествах.

Единообразие в одежде, которое сейчас так поражает нас, когда мы смотрим фотографии советского времени, было продиктовано осторожностью много переживших людей и их знанием жизни. Выделяться было опасно. Был лишь один дозволенный способ как-то заявить о себе — награды, ордена и медали! Они стали главным украшением костюма, как мужского, так и женского.

Но официально мода в СССР была. Находилась она в ведении Министерства легкой промышленности СССР и, к сожалению, жила исключительно на подиуме. Производство одежды и обуви пребывало в другом мире: оно проводилось в рамках экономических планов и скромных эстетических ориентиров. Одежду не выбирали, ее доставали по ордеру, по талону, по блату.

В уникальной системе отношений с модой в Советском Союзе была еще одна особенность — анонимность. Никаких этикеток, лейблов на одежде не было — все принадлежало Общесоюзному Дому моделей на Кузнецком мосту. Своих героев-модельеров страна не знала. Они были винтиками в безличной системе. Заказать и сшить что-либо в Доме моделей, работающем исключительно в промышленных масштабах, можно было только по приказу министра.

Советская элита доставала эксклюзивные наряды от спекулянтов. Последние же приобретали вещи у жен дипломатов. Цена на одежду из-за рубежа была очень высокая, иногда в 2-3 раза дороже изначальной стоимости. Но женщин этот факт не мог остановить. Они готовы были платить, поскольку сами отправиться за границу не имели возможности. Не все наряды были по карману, например, меха предпочитали латать у знакомых скорняков. Чтобы получить их контакты, нужно было заплатить не менее 25 рублей в 70-е годы.

Элита того времени, представители власти пользовались услугами дизайнеров. Например, у Брежнева любимым портным был Александр Игманд. Собственный портной, как и врач, указывали на высокий статус человека. 

Также существовали спецателье. Здесь работали самые талантливые и квалифицированные закройщики, клиентами которых были публичные люди. Одно из таких ателье было на Кузнецком мосту. 

Помимо Александра Игманда, который одевал Брежнева, Тарковского, Вениамина Смехова, Юрия Петровича Любимова, были и другие. Для творческой интеллигенции наряды создавал Соломон Затирка. Среди его клиентов были Райзман, Утесов, Рознер. Запись к нему была за несколько месяцев.

Мода в СССР: где одевалась советская элита
Екатерина Фурцева (справа) и заместитель министра по делам культуры Венгерской народной республики Дьёрдь Ацел (в центре)
Источник фото

Большой модницей была Екатерина Фурцева. Муж ее служил послом в Югославии, поэтому у нее не было проблем с одеждой из-за рубежа. Супруг заказал гипсовый манекен по фигуре Екатерины Алексеевны. По нему французские модельеры шили платья на заказ единственной в СССР женщине-министру.

Что носили люди в Советском Союзе?

В каждом десятилетии в моде были свои фавориты.

1920-е годы — кожаная куртка. Она вызывала ассоциации с образами комиссара и чекиста. Поскольку хороших материалов не было, искали вещи, которые были сшиты еще в дореволюционное время.

Еще в начале 1920-х годов носили кепки и сапоги, чтобы соответствовать духу большевизма. Но к концу десятилетия появился интерес к европейской моде. Мужчины стали носить куртки из бобрика. Верхнюю одежду шили из более плотных материалов, среди которых были габардин, коверкот и другие.

Позволить себе качественные ткани и услуги ателье могли немногие, поэтому одежду создавали дома из подручных средств: постельного белья, занавесок, скатертей и покрывал. Особой популярностью пользовался матрасный тик. Гораздо больше проблем вызывала обувь, поскольку пошить ее в домашних условиях не было возможности.

Во время гражданской войны и НЭПа дешевые вещи доставали на Тишинском и Сухаревском рынках. Здесь обменивали одежду, можно было хорошо обуться и приодеться. Но если Сухаревский закрыли еще в 1920-х годах, то Тишинский успешно работал до 1990-х годов. В больших городах действовали комиссионные магазины, где можно было достать неплохие вещи, также из-за границы.

В 1930-е годы с подачи все той же Екатерины Фурцевой стали задумываться о качественном женском белье. Было открыто Московское швейное объединение «Черемушки». Как фабрика, оно функционирует до сих пор.

Большой проблемой в 30-е годы, как и в 20-е, были чулки. Трикотажные фабрики наладили свою деятельность лишь к середине 1920-х годов. Их продукция еще долго была настоящим дефицитом. Чулки было практически невозможно достать, они были таким объектом мечтаний, что модницам приходилось имитировать чулочный шов, рисуя его сзади на голых ногах карандашом для глаз.

В 1940-х годов модные тенденции стали приближаться к европейским. В частности, на это повлияло вступление в СССР Западной Белоруссии и Украины, которые ранее были частью Польши, Бессарабии, бывшей частью Румынии, стран Прибалтики, Выборга, входившего в Финляндию.

Во Львове и Риге можно было купить красивые вещи. Особым пристрастием к моде славились рижанки. В Прибалтике выпускались качественные журналы, здесь было множество модных домов. Сюда ехали за мехами, модными нарядами, нижним бельем и духами. Во Львове также было много товаров. Оттуда везли ткани, сумки, ювелирные изделия.

В 1940-годах в моду вошло пальто из габардина с расширенными полами. Часто оно шилось с рукавом реглан и подкладными плечиками. Также популярностью пользовались пальто с двумя бортами или приталенные.

мода в ссср
Источник фото: Shutterstock

К концу 1940-х годов модными становятся меха. У каждой женщины должно было быть меховое пальто с воротником и муфтой. «Писком» моды стала шубка в форме трапеции. После войны самой распространенной вещью была меховая горжетка. 

1947 год — это эпоха влияния стиля Диора. Но в СССР слишком дорого было шить платья из нескольких десятков метров ткани. Из-за этого творения известного модельера подвергались жестокой критике. А советские женщины продолжали ходить в укороченных юбках и платьях.

В 1954 году СССР входит в ЮНЕСКО — международную организацию, которая занималась вопросами науки, образования и культуры. Связи с другими государствами расширялись и укреплялись. Все, кто мог выезжать за рубеж — моряки, спортсмены, артисты, дипломаты — стали тем каналом, через который в Советский Союз поступали новые модные тенденции. Те, кто бывал за границей, привозили вещи, модные журналы, рассказывали о новых веяниях. 

В 1950-е годы становятся популярными блузы из шелка, натурального или искусственного, с рукавами фонариком. К концу десятилетия их уже изготавливали из капрона. Модными были ткани в полоску.

мода в ссср
Источник фото: Shutterstock

О туфлях-лодочках на каблуке мечтала каждая советская женщина. Осенью обували ботинки на шнуровке или обувь по типу галош с отверстием для каблука: ее надевали прямо на туфли, которые часто делали с рифленой подошвой из каучука.

В мужском гардеробе популярными становятся куртки с несколькими карманами и кокеткой контрастного цвета. Еще в 1940-х годах они получили название «хулиганки». Позже в столице их стали именовать «ленинградками», а в Ленинграде — «москвичками».

Знаковой вещью 1960-х годов для граждан обоих полов стали плащи из болоньи.

В 1990-годы место кожаной куртки заняла дубленка: теперь отдавали предпочтение этому предмету гардероба. Но с приходом перестройки из-за рубежа в страну стала поступать одежда из-за границы, в основном из Китая и Турции. И мода переменилась.

Где советские люди покупали одежду?

Если до 1950-х годов дешевую одежду покупали на рынках, а дорогую шили в ателье, то во второй половине десятилетия появился ГУМ. Это был символ достатка и благополучия. Но многие товары в нем большинству людей были не по карману. 

В 1954 году приказом Совета Министров в 200-й секции ГУМа, со стороны Красной Площади открылся стол заказов. На входе стоял милиционер, задачей которого было не впускать непрошенных гостей. 

Мода в СССР
Фото из личного архива редакции cosmo.kz

Лишь в 1960-е годы магазины одежды стали удовлетворять потребностям более широкого круга людей. В этих точках продавали вещи, поставляемые из других социалистических стран. Первыми на советский рынок вошли польская «Ванда», немецкий «Лейпциг» и чехословацкая «Власта». К 1980-м к ним присоединились югославские «Ядран» и «Белград», румынский «Бухарест», чехословацкая «Прага», а также «Польская мода».

Но заветной мечтой оставались валютные магазины. Для обычного советского человека они были недостижимы. Купить товар в таких точках можно было за чеки, которые заменяли валюту. В Москве с этой целью были открыты «Березки».

Модная пресса

Пресса тоже помогала моде, хотя некоторые журналы распределялись только между ведомственными и учебными организациями, к сожалению, не достигая своих бытовых читателей.

1923 год ознаменовался выходом в свет первого советского журнала моды «Ателье». На его страницах размещали фотографии актрис в нарядах, которые своей роскошью и красотой не уступали французским. Даже в 1920-х годах, несмотря на экономический кризис, коллекцию шили из дорогих тканей.

В 1928 году выходит журнал под названием «Искусство одеваться», в котором было множество рубрик. Тогда же появляется более близкое советским читательницам издание «Домашняя портниха», где публиковали различные выкройки, давали советы по пошиву.

К концу 1920-х годов появляется еще около десятка журналов, но существовали они недолго. В 1930-е годы швейные фабрики готовили собственные издания, самыми известными из которых были «Работница» и «Крестьянка». Впервые в 1938 году благодаря усилиям Союзрекламторга и Союзтекстильшвейторга выпустили в свет черно-белые фотографии из Парижа, Нью-Йорка, Лондона.

Уже в середине 1950-х для советских жителей стали доступны журналы из-за рубежа, в основном из Прибалтики, Польши, ГДР, Болгарии. Особой изысканностью отличалась рижская мода благодаря тому, что родная сестра дизайнера Рижского Дома моделей Ольги Грохольцевой присылала ей журнал Vogue. 

В 1956 году продолжала издаваться русскоязычная версия цветного издания «Америка». Он давал возможность советским людям узнавать об образе жизни в США. В 1958 году публиковался журнал «Иностранные модели одежды», в котором были фото моделей, распространенных в капиталистических странах.

В СССР можно было приобрести только издания из социалистических стран, например, «Одивани» из Чехословакии, Odzież, Swiat Mody из Польши, Mode und Schnitt, Fur Dich из ГДР. Одним из наиболее прогрессивных была болгарская «Лада». В нем проскальзывала информация о моде и дизайнерах из других стран зарубежья. 

Кроме периодики, моде были посвящены страницы в отрывных календарях и целые книги, такие как «Конструирование и моделирование женского платья», «100 фасонов женского платья» и другие. В киосках продавались фотографии известных актеров и актрис, стилю которых старались подражать. Информативными в области моды оставались и журналы, посвященные кинематографу. В них можно было увидеть популярные наряды, прически, разглядеть детали, чтобы потом воплотить образ в жизнь.

Почти в каждой квартире была швейная машинка, и советские модницы многое могли сшить самостоятельно. Если же модель была чересчур сложна, обращались к частным портным или в ателье, разряд которого был по карману. Очереди на пошив были не менее месяца. Мода была доступна только самым терпеливым либо талантливым.

Но мы знаем точно: мода в СССР была!

Поделиться: